Валерий Дмитрук (daemon77) wrote,
Валерий Дмитрук
daemon77

Category:

Политическая мифология. Возвращение государя

Вступление 
Братство Кольца 
Две башни

На примере третьей, завершающей, книги (краткое содержание) мы рассмотрим еще одну популярную мифологическую конструкцию и попробуем разобраться в сути времени происходящего.
На первом плане - мотив, известный с давних пор и выделенный Тойнби как мотив "ухода и возврата". Непонятый правитель, согласно этой модели, изгоняется (вариант - уходит сам) от своего народа, а затем возвращается как триумфатор. И в древней, и в относительно недавней истории такая модель реальности встречалась неоднократно: из самых ярких, пожалуй - наполеоновское шоу. В отечественной традиции, глубоко пронизанной морализаторством, более популярным было добровольное "изгнание" - и Иван Грозный, и Сталин "уходили" от дел, и бояре приползали к ним на коленях, умоляя не бросать страну в тяжелый исторический период. 
Что это нам даёт?
В книге есть этот мотив: но он явно не является главным. Воцарение Арагорна - процесс закономерный, но скучный в силу своей очевидности. Главный герой книги - хоббит. Типичный представитель классового низа. Если мы представим промышленную революцию в Средиземье, то на фабриках там, очевидно, будут работать представители именно этой расы. Под руководством гномов-инженеров и эльфов-менеджеров.
Именно хоббит-пролетарий, получив в руки Кольцо, уничтожает его, намеренно отказавшись от возможности поработить мир. Он тоже возвращается - победителем, но не поработителем всего мира. Вернувшись, он обнаруживает на родине диктатуру, и достаточно быстро разбирается с ней, подняв восстание.
Очевидно, что это возвращение имеет намного больше смыслового наполнения, чем возвращение Арагорна, и в мифологическом, и в драматическом смысле, что наводит на мысль, что именно хоббит - то есть народ, в самом широком и одновременно конкретном смысле - и есть государь, о возвращении которого идет речь.
Кто же он, этот хоббит? Конечно же, это собирательный, символический образ, но в чём его содержательная сторона? Какими характеристиками он обладает, что позволяет ему быть главным героем - не по прихоти автора, решившего жизнеописать обывателя - а в силу обстоятельств, заставивших его стать поистине героем?
Где у Электроника кнопка?
А нет её. Процесс включения - спонтанен; переход количества в качество - неизбежен, но трудновычисляем. Население становится народом, а класс "в себе" превращается в класс "для себя" в процессе борьбы. Проявляются сущностные черты, отметается всё лишнее, кристаллизуется структура, флуктуации уступают корреляциям. Поэтому  - нельзя ответить на вопрос, что такое народ - разве что в самом общем плане. Каждый народ - уникален, но далеко не каждое скопление людей - народ. Кстати, когда мы говорим: власть и собственность - народу, мы должны понимать, что народу ещё предстоит быть, на сегодняшний момент его попросту нет.
Фродо, как мы помним, не планировал делать революцию - но пришлось. Героями, народом, классом - становятся. Это становление происходит по объективным законам, но всегда уникально, как уникальны обстоятельства, в которых развивается процесс. Революция - неизбежна, но внезапна. И какой она будет - не дано представить никому. Нестабильность системы велика, решающим может стать даже самый малозначимый фактор - и именно вокруг него будет происходить структурирование реальности. Каким будет завтрашний день - не знает никто, но зависит это от каждого.
Tags: миф, политическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment