Валерий Дмитрук (daemon77) wrote,
Валерий Дмитрук
daemon77

Экстремизм и борьба с ним

В свете продолжающегося закручивания гаек и развития "болотного" и "анатомического" дел думаю, весьма важным было бы разобраться с понятием, которое стало чуть ли не определяющим в устах представителей власти в отношении непарламентской оппозиции.
Что же такое экстремизм?


В общем смысле, под экстремизмом понимается приверженность крайностям; более широкий спектр значений предлагает, в частности, википедия. Однако намного важнее специально-юридическое значение этого слова - ведь именно на его основе принимаются конкретные судебные решения. Здесь можно ознакомится с историей этого понятия в российском законодательстве.  Первый вариант был принят еще в 2002 году; значимые изменения были внесены в 2006, окончательная редакция (на сегодняшний момент) - в декабре прошлого года. Несложно заметить, что "противоэкстремистское" законодательство развивалось двумя путями - с одной стороны, его конкретизировали под давлением международных организаций, с другой же - расширяли, включая всё новые деяния. И это легко объяснимо - закон корректировали в соответствии с политической ситуацией; если в 2002 на слуху была борьба с кавказским (и вообще исламским) терроризмом, на протяжении нулевых - рос национализм, то в прошлом году угрозой для государства стали представители самых широких слоев общества с самыми различными идеологическими пристрастиями.
Российские законы обсуждать бессмысленно. Искать в них связь с реальностью - бесполезно, и может быть даже опасно. В частности, нигде в законе не написано ни слова про Главное управление противодействия экстремизму, созданное указом президента в 2008 году. С той поры поправки в закон принимались неоднократно, но в качестве субъекта "противодействия экстремизму" по-прежнему расплывчато указываютсяедеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления". Я уже не говорю про вызывающие лишь ухмылку прописанные в законе принципы, первый из которых - "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций", да и остальные также имеют мало общего с реальностью. Закон имеет абсолютно политический смысл, а для борьбы с врагом - все средства хороши; тут не до чистоплюйства со всякими "правами человека".
Помимо закона, были приняты поправки в Уголовный кодекс; непосредственно к "экстремистской" деятельности относятся сегодня 2 статьи УК: 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и 282 (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Неплохой анализ как правового содержания вопроса, так и конкретной правоприменительной практики можно найти здесь и здесь (тексты очень похожи, но, дабы не разбираться, кто у кого слизал, привожу оба; к тому же, есть некоторые отличия), поэтому вдаваться в подробности не буду.
Однако бросается в глаза одно обстоятельство: ни разу данное законодательство не применялось в отношении какого-либо представителя власти или властного органа, несмотря на то что ст. 14 закона особо оговаривает их ответственность. При этом в законе есть достаточно обширный список деяний, подпадающих под понятие "экстремизма".
К примеру 

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения
Слабо верится, что за все 10 лет существования данного закона не было прецедентов нарушения данных статей. Значит ли это, что подобные иски не подавались? Или причина в еще одном пункте:
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением?
Но ведь речь идёт о публичном и заведомо ложном обвинении. Нет никаких препятствий, чтобы написать запрос в прокуратуру с целью проверить информацию.
Считаю, что мы должны использовать все имеющиеся возможности для борьбы с жуликами и ворами, в том числе и так называемое "антиэкстремистское" законодательство. Закон должен быть един для всех.



А пока прошу френдов и просто гостей принять участие в опросе:

Poll #1892013 Почему антиэкстремистское законодательство не применятеся в отношении представителей власти

Укажите основную причину

Применяется, есть примеры (в комментах)
0(0.0%)
Суды не принимают подобные иски
2(33.3%)
Прокуратура отказывает в возбуждении дела
3(50.0%)
Суды выносят оправдательный приговор
0(0.0%)
Исков нет из-за опасности попасть под упомянутую статью
1(16.7%)

Tags: закон, политическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments