Валерий Дмитрук (daemon77) wrote,
Валерий Дмитрук
daemon77

Вячеслав Крымов: О фильмах "Левиафан" и "Дурак"

В доме кривой рожы все зеркала из глины. Кривая рожа с подозрением относится к зеркалам, и никогда не сможет их полюбить.
Цитата: «Единственное, в чем я не вижу смысла – это снимать фильмы на деньги Министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют. Это про тех, кто снимает кино по принципу «Рашка-говняшка». Зачем? Какой-то государственный мазохизм".
Случайно ли эти слова прозвучали из уст министра культуры Мединского? Разумеется - нет. Ведь оба главных российских фильма прошлого года - "Дурак" Быкова и "Левиафан" Звягинцева, содержащие очень жёсткую критику
власти - были сняты при финансовой поддержке государства. Теперь, наконец-то, оба фильма стали доступны для широкой публики. Что же увидит зритель в этих новейших "зеркалах русской действительности"?
Фильм Андрея Звягинцева, нашей главной кинематографической надежды на мировом фестивальном поле, представляет собою рассказ об "униженных и оскорблённых". Это очень грустный рассказ, без всякой надежды на
восстановление попранной справедливости. Даже церковь - та последняя инстанция, куда ещё совсем недавно, со слов русских классиков, ходили за справедливостью и истиной - представлена полноценной частью системы. Вообще, у звягинского Левиафана голов предостаточно: продажная власть и столь же продажные суды, бандиты, церковь, общее обыдление масс (и, как следствие, пьянство). Каков же рецепт избавления от опостылевшего чудовища? Режиссёр, будучи всё-таки представителем искусства, а не демагогом, ответа не даёт. Да и не может быть никакого ответа - ведь если у тебя испачкалось лицо, то не нужно задавать вопросов типа "как
это случилось?", нужно просто умыться. Блестящая операторская работа Кричмана предоставляет нам возможность насладиться прекрасными пейзажными видами Мурманской области и... подумать о своём внутреннем
Левиафане.
Фильм Юрия Быкова поднимает схожие проблемы, делает это менее изящно, но более "весомо, грубо, зримо" (не зря фильм посвящён памяти Алексея Октябриновича). В центре сюжета - дом, обещающий рухнуть с минуты на
минуту, и человек, пытающийся спасти жильцов дома от верной смерти. Почему дурак? Потому что идеалист, потому что герой верит в возможность достижения справедливости путём самопожертвования. Особенность ленты в том, что власть, в лице её отдельных представителей, и простой народ, те самые жильцы разрушающегося дома, представлены не в лубочной традиции, где всё делится на чёрное и белое. Самый гадкий человек - спасает жизнь
дураку, а "простой народ" - жизнь отбирает. Быкову, за счёт хорошего сценария и сильной игры актёров, за исключением, пожалуй, главного героя, удалось создать фильм-высказывание, очень жёсткое и по сути и по
форме, которое не оставит равнодушным во время и после просмотра. Несмотря на очевидные промахи, несмотря на излишний пафос некоторых сцен, этот фильм, с моей точки зрения, является самым важным отечественным кинематографическим событием ушедшего года.
Череда "чернушных" фильмов нулевых, где герой-соотечественник сталкивался с ужасом повседневного существования среди окружающей серой массы, дополнилась двумя новыми образцами, в которых главную угрозу
представляет собой уже репрессивная машина государства.
Tags: кино, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment