Валерий Дмитрук (daemon77) wrote,
Валерий Дмитрук
daemon77

Categories:

Проблема агитации

Проблема, с которой сталкиваются агитаторы - люди не понимают того, что им пытаешься донести. Часто это приводит к тому, что политактивист опускает руки - безразлично, обвиняет ли он себя в неспособности распространить идею, или разочаровывается в самой идее. Последнее, к слову, зачастую имеет причиной ту же проблему. Просто человек, раз за разом разговаривая с теми, кто отказывается принимать его ценности и идеалы, начинает сомневаться в них.

Казус колобка

Все мы помним сказку про колобка. В универститете я познакомился с интересным докладом "Колобок как экзистенциальный герой". Автор рассмотрел историю колобка с точки зрения его самоидентификации на основе выстраиваемой личной   истории. Она была невелика: во время первой встречи колобок рассказывает зайцу историю своего создания и ухода от бабушки и дедушки. В процесс рассказа - творения личной истории - колобок делает вывод из неё - и уходит от зайца, добавляя к ней эпизод. В дальнейшем modus operandum не менялся, а личная истрия - развивалась.

Затем колобок встретил лису. Она заставила его повторить его историю несколько раз. В программе наступил сбой. Необходимось повторять очевидное раз за разом привела к тому, что колобок подверг сомнению личную историю - и, в итоге, утратил свою экзистенциальную основу.

Психологически то же самое происходит и с активистом, пытающимся донести Идею до окружающих. Рассказывая, раз за разом, одно и то же, и видя очень слабую обратную связь, человек начинает сомневаться в идее. Собственно, за этим следует и то, что произошло с колобком - активиста не остаётся.

Самая короткая лекция

Однажды мне довелось услышать самую короткую лекцию тему "проведение политической кампании". Весь её текст я привожу ниже.

Любая политическая кампания состоит из двух эелементов: это а) создание месседжа и Б) донесение месседжа.
Далее лектор предложил задавать вопросы.

По сути, агитационно-пропагандистская работа строится на том же. В роли месседжа выступает корневая идея (или набор идей, или Идея), которую агитатор доводит до людей. Если успеха нет - значит, неверна либо сама идея, либо способы её донесения.

Дьявол операционализма шепчет, что верность идеи вообще не имеет значения: любую идею можно "продать", если правильно "завернуть". И, действительно, вся история человечества доказывает, что, пожалуй, не существует такого абсурда, который бы не нашёл приверженцев. Люди с готовностью убивали и умирали за короля, отчизну, нацию, веру, класс, символы, слова, воможности. Значит ли это, что можно прямо сейчас создать церковь Летающего Макаронного Монстра и заставить людей убивать и умирать за него? Вряд ли. А если убабахать на это кучу бабла и нанять лучших политтехнологов и маркетологов?

Как продать идею

В основе любой технологии продаж лежат одни и те же принципы. Ты должен заставить человека осознать потребность в продаваемом тобой товаре, выразить готовность эту потребность удовлетворить, да ещё и проявить своё (мнимое или действительное) конкурентное преимущество. В случае с идеями всё происходит точно так же. Задача агитатора состоит в том, чтобы заинтересовать человека. Предлагаемая агитатором система ценностей и идеалов должна отвечать ряду требований: она должна

1. быть логична и непротиворечива.
2. "помочь" различить "истинные" задачи человека и предложить способ их решения.
3. быть адекватной действительности (современной).
4. обращаться к морально-этическому базису человека, "естественно" проистекать из него.
5. учитывать конкретно-психологические особенности людей.
6. учитывать реальные потребности людей и способствовать их удовлетворению.

Чем лучше исполняются эти требования - тем больше приверженцев получит идея. Очевидно, что напрямую от способностей агитатора зависят только два последних пункта - остальное должно быть "прошито" в базовом уровне.

В дальнейшем мы обратимся тому, насколько современная левая идея отвечает этим требованиям - вообще и в своих многочисленных трактовках и поговорим о том, какой она должна быть. А затем - о второй части задачи: донесении идеи до людей.
Tags: идеология, цена свободы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments