Валерий Дмитрук (daemon77) wrote,
Валерий Дмитрук
daemon77

Некрологист

2.
Впрочем, смерти дедушки и бабушки не оставили заметного следа в жизни Артёма. Его первые школьные каникулы совпали с первым летом перестройки. Дед был настоящим символом советской эпохи, вся его жизнь была тесно связана с жизнью страны - и смерть его также оказалась очень символичной. Позже, когда СССР остался в прошлом, Артёму даже казалось, что это стало возможным потому, что умер дед. Был бы дед жив - он бы этого не допустил. Но в тот момент простые детские радости совершенно вытеснили мрачную тень смерти из его головы.
Вернулись они позже, и с весьма неожиданной стороны. Ветер перестройки принёс много нового - в том числе, и американские фильмы, которые стали показывать по телевизору. Одним из них был фильм «На следующий день». В первой серии там показывали обычных американцев с их обычными хлопотами и неурядицами. Но в конце первой серии происходила атомная бомбардировка - и вторая серия была посвящена выживанию людей после неё.
Артёма до глубины души потрясло то обстоятельство, что он может заснуть - и не проснуться. Поэтому он боялся засыпать, а родителям (чаще - маме) приходилось успокаивать его, убеждая, что никакой войны, пока он спит, не случится. Артём до этого момента не имел оснований не верить родителям; а иначе непременно усомнился бы в их способности предсказывать события. Ведь эти взрослые всегда всё знают наперёд. Да и не стали бы они обманывать любимого сына.
По утру все тревоги забывались, и возвращались вновь только с вечерней тьмой. Так продолжалось пару месяцев. Артём привык просыпаться по утрам - и постепенно успокоился. Что, однако, вовсе не значило, что он в принципе перестал думать о смерти. Но что значит «думать» для ребёнка? Естественно, он пытался найти ответы. Но мама, у которой были ещё слишком свежи воспоминания о потере родителей, каждый раз начинала беззвучно рыдать, когда сын спрашивал её о смерти. Папа, в отличие от мамы, не рыдал - но тоже говорил на эту тему крайне неохотно.
Их этих разговоров Артём подчерпнул несколько вещей. Самым важным было понимание того, что все, рано или поздно, умирают; ему тоже придётся это сделать - правда, очень не скоро, поэтому нет поводов для беспокойства. Мама говорила, что бабушка и дедушка находятся теперь в каком-то «лучшем мире»; Артём совершенно отказывался понимать, что же она грустит о них, вместо того, чтобы порадоваться? Папа, который преподавал научный коммунизм, ни в какой лучший мир не верил - но с мамой не спорил, чтобы её не расстраивать. Папа утверждал, что человек живёт делами, и самое главное - это жить правильно, чтобы «в конце жизни» не было «мучительно-больно-за-бесцельно-прожитые-годы». В этой фразе ребёнку было непонятно решительно ничего, и он решил поначалу, что эти слова и вовсе не имеют какого-либо собственного значения, сродни заклинанию из сказки.
На какое-то время Артём даже обиделся на родителей, решив, что они скрывают от него что-то важное, отгораживаясь пустыми фразами. В конце концов, ему, как и любому ребёнку, часто приходилось слышать по тому или иному поводу, что он ещё мал. Но, немного подумав, он решил, что обижаться не на что; родители, по всей вероятности, и сами не знают, что такое смерть.
Правда, оставалось неясным, почему они не пытаются это узнать. Ведь они такие взрослые, и знают почти всё! А тут - вопрос далеко не праздный, и, к тому же, касается всех. Впрочем, очень скоро он понял, что не только родители уходят от ответа - практически никто не мог сказать ему ничего определённого по поводу смерти. Когда начался учебный год, он стал задавать этот вопрос учителям, но и они отказывались отвечать. А милая и добрая Юлия Александровна и вовсе потребовала от него вызвать в школу родителей; после чего у Артёма был долгий разговор с папой. Прояснить, однако, ничего не удалось - хоть и пришлось пообещать папе больше не беспокоить никого подобными распросами.
Так Артём понял, что существуют темы, на которые никто не хочет говорить (позже он узнал, что это называется «табу»). Сопоставив всё, что ему было известно, мальчик сделал вывод, что взрослые а) боятся смерти, б) готовятся к ней, при этом в) делают вид, что никакой смерти нет. Смерть была всесильным и тайным властелином мира; все признавали его власть над собой, но отказывались признавать его самого.
Поэтому Артём решил, что будет служить Смерти - тем более, что все остальные, в той или иной степени также служат Ему. Только он - будет делать это осознано.
Tags: "Некрологист"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments