Валерий Дмитрук (daemon77) wrote,
Валерий Дмитрук
daemon77

Жадность фраера погубит

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Текст получился великоват для ЖЖ, но, надеюсь, все осилят. Более того: искренне надеюсь на перепосты, репосты, причём, по возможности, не только в ЖЖ, но и на других ресурсах. Люди должны знать о своих правах, и донести информацию желательно до каждого. Заранее благодарю.
Да, и ещё: если среди моих читателей есть юристы, которых заинтересует этот вопрос, то, думаю, было бы неплохо как-то соорганизоваться - для выработки позиций и обмена опытом. Приглашаю в личку.




Ситуация в банковской сфере России накаляется. Инсайды говорят о том, что правительством поставлен ориентир - 100 банков. Остальным суждено закрыться.
По мнению многих, первыми «лягут» микрофинансовые организации. Число жалоб на них зашкаливает; их уже серьёзно ограничили - максимальная сумма процентов не может превышать сумму основного долга более, чем в 4 раза. Для тех, кто не в курсе, процентная ставка в таких организациях может достигать и тысячи процентов годовых. Клиент этого не замечает: кредит берётся на короткий срок. Но, если он вдруг не отдаётся вовремя - к бешенным процентам прибавляются ещё и пени. В конце концов, на утонувшего в кредитной яме клиента спускают коллекторов. Ещё в памяти случай, когда коллекторы изнасиловали женщину и избили её мужа и ребёнка. На момент происшествия долг перевалил за две сотни тысяч рублей - при том, что брала жертва беспредельщиков пять тысяч.
Все инициативы по ограничению банкстерского беспредела наталкиваются на мощное противодействие. Так, первоначально планировалось ограничить максимальную сумму долга двумя суммами. И с коллекторами не всё так ладно и просто: закон о коллекторской деятельности Дума принимает уже несколько месяцев, если не лет. Недавно он прошёл второе чтение. Хочется надеяться, что до третьего он изменится не сильно.
В этом законопроекте содержится важная норма: если задолженность просрочена более, чем на 4 месяца - должник имеет право не общаться с коллекторами. Таким образом, по мысли авторов закона, сфера деятельности коллекторов существенно снижается. Если за четыре месяца банку не удалось решить вопрос с задолженностью в досудебном порядке, он должен обратиться в суд. К сумме долга добавляется 7 процентов в пользу государства, и дальше долгами занимается служба судебных приставов.
Ничто не мешает банку обратиться в суд и сейчас, и даже не дожидаясь четырёх месяцев. Более того: такое развитие событий прямо предусмотрено законом. Однако на данный момент - это право банка. С принятием нового закона такой путь станет, фактически, единственным.
Банкам это невыгодно; в разговорах с кредиторами специалисты по взысканию прямо признаются в этом. Более того: участились случаи, когда суды просто «заворачивают» заявления от банков из-за непредоставления необходимых документов или некорректного составления.
Особое положение во всей этой истории занимает БинБанк с его 1,4 миллиона кредиторов. Львиная доля их - это кредиторы ПриватБанка, перешедшие БинБанку «по наследству» в 2014 году. Люди пользовались карточками кто с 2008, кто с 2010 года, регулярно расплачиваясь ею и пополняя в соответствии с первоначальным договором. БинБанк не стал заморачиваться с перезаключением договоров; более того - в случае утери карточки клиенту выдавалась карта... ПриватБанка! Как одна кредитная организация может раздавать платёжные инструменты другой, причём - иностранной, вопрос отдельный. Для банка, по всей вероятности, было важнее продолжать создавать иллюзию, что ничего не поменялось.
Фактически, банк даже скрыл от своих новых клиентов сам факт смены кредитора. При том, Гражданский Кодекс РФ прямо указывает, что такое уведомление обязательно, подробно регламентирует порядок его подачи. Более того: в случае, если таковое уведомление не было вручено - должник вправе не исполнять обязательства по отношению к новому кредитору.
В условиях отсутствия договора с клиентами подобное положение означает только одно: любой должник банка, у которого сменился собственник, и он не был уведомлен об этом - может забыть о своём долге.
Думаю, по всей стране сейчас начнётся волна судебных процессов, в которых будет принято единственно возможное правовое решение: аннулировать долги должников ПриватБанка перед БинБанком. Если, конечно, БинБанк не решит спустить всё «на тормозах» и тихо «простить» эти долги.
Скорее всего, юристы БинБанка будут апеллировать к тому, что все уведомления прописаны на сайте банка. Более того: договор с БинБанком (вернее, «правила комплексного банковского обслуживания») фиксирует обязанность клиента раз в пять дней заходить на сайт и проверять, не изменилось ли чего.
Закон «О потребительском кредите» обязывает банк сообщать должнику о любых изменениях существенных условий договора. При этом, отвечая на вопрос одного из банков о форме этого уведомления, Центробанк зафиксировал, что это должно быть предусмотрено договором. Таким образом, формально подобная ссылка имеет право на существование.
Однако очевидно, что, как минимум, уведомление о смене кредитора должно было быть направлено надлежащим образом. И, в любом случае, никто не может быть принужден к исполнению договора, который он не заключал. А БинБанк, повторю, не посчитал нужным заключать новые договора со своими клиентами. Видимо, решив сэкономить на рабочем времени клерков и бумаге.
А самое главное, что вся эта история станет поразительным свидетельством жадности и её категорической неполезности в бизнесе. Внимательный читатель могу бы задать вопрос: почему БинБанк только сейчас столкнётся с этой проблемой, что произошло?
Действительно, некоторые юридически подкованные кредиторы просто отказались признавать факт каких-то правоотношений с БинБанком и не стали платить ему ни рубля. От таких банк отстал через пару месяцев - понимая слабость своей позиции. Почему при всё этом всё равно не были заключены договора с клиентами, причём с такими условиями (которые, как правило, никто не читает), непонятно.
Возможно, дело было в том, что таких случаев было относительно немного - с остальными клиентами работали, как и раньше. Но жадность подвела. В апреле текущего года БинБанк внезапно повысил своим кредиторам сумму минимального платежа по кредиту. Как вы, наверно, догадываетесь, «уведомив» клиентов способом, предусмотренным договором.
Уверен, что ни один суд не признает подобное уведомление надлежащим - особенно, в условиях, когда у людей нет договора с банком. Конечно, какое-то количество должников исправно стали платить, сколько требуют. У нас вообще люди послушны. Но много таких, кто физически не в состоянии это делать. И они начинают, как говориться, «искать варианты». Представьте их удивление, когда они узнают, что могут ничего не платить вовсе?
Разумеется, для этого нужно найти юриста и грамотно составить документы. Нужна выдержка и хладнокровие при общении с коллекторами. Немедленно вызывайте полицию, если они ведут себя неподобающим образом. Фиксируйте все их угрозы на диктофон, обращайтесь в Следственный Комитет.
Пару-тройку месяцев нервотрёпки - и вы избавитесь от кредита.
И больше не берите.
Ведь берёшь - чужие, и на время.  А отдаёшь - свои, и навсегда.
Tags: банкстеры, богатые и бедные, деньги, закон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments