?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Memento mori (full version)

всем своим новым френдам предлагаю для ознакомления полную версию текста (изначально разбитого на две части)

- Ты кто?
- Я твоя смерть
- И что?
- И всё!

Итак, смерть. Одна из вещей, о которых не рекомендуется разговаривать с женщиной (наряду с политикой и деньгами). Вопрос о гендерных различиях обсудим в другой раз*, сейчас - о смерти. Вернее, нет - о Смерти.

Что же такое - СМЕРТЬ? Что мы о ней знаем? Мы знаем что она - ОНА, что вовсе не показатель: в ряде культур Смерть - Он (об этом весьма изящно написал Прачетт). Мы знаем, что она неизбежна. В то же время мы знаем, что Смерть, по меткому выражению Саши Васильева, это то, что бывает с другими. Собственно, дальше приходит черед предположений - и то, что считается научным взглядом на проблему Смерти - тоже по сути всего лишь предположение. 

Вообще, вопрос о том, что есть Смерть, очень многогранен; анализ представлений о Смерти в различных культурах - тема не то что статьи, но, думаю, отдельной книги. Для того, чтобы понять и почувствовать эту многогранность, остановимся на некоторых.



Очень подробную и довольно интересную концепцию смерти предлагает К. Кастанеда. Дон Хуан Матус говорит, что смерть победить нельзя. Вообще у Кастанеды можно найти достаточно много суждений о Смерти. Она, по словам дона Хуана - всегда рядом, слева и сзади, на расстоянии вытянутой руки, и, если быстро обернуться - её можно даже увидеть. И никто не знает, когда она протянет руку и положит на плечо. Самое важное, пожалуй - что Смерть есть лучший советчик воина. 

Интересно восприятие Смерти в культуре Древнего Египта. Египтяне, в отличие от воспитанных в иудео-христианской традиции европейцев и представителей ряда иных культур, воспринимали смерть не как барьер, точку прерывания/бифуркации/сингулярности и пр., а как некую альтернативу жизни. В их представлении была, условно говоря жизнь и нежизнь, мир живых соседствовал с миром мертвых. Фараон после смерти ( на самом деле, не было в Египте такого оборота: после смерти) становился из живого бога - мёртвым богом, но богом быть не переставал; его снаряжали в дорогу так, чтобы хватило на всю жизнь смерть))). При этом тело его консервировалось в пирамиде, в строго определённом её месте (о консервирующих свойствах пирамиды писать не буду, желающие найдут много информации на просторах интернета), и выполняло роль связующего звена между двумя мирами.

В современном русском языке нет лексем, которые могли бы отразить этот дискурс в достаточной степени, хотя в Древней Руси все было еще интересней: мир делился на Явь (реальность), Правь (сверхмир, мир образцов, аристотелевских идеальных форм) и Навь (то есть, собственно, мир мертвых - мир недореальности, нежизнь, неявь). То есть высший мир, или, если экстраполировать эти представления на привычную нам матрицу сознания, божественный мир, Рай и пр., никак не связан с миром смерти, низшим миром! Конечно же, Правь - никакой не аналог христианского рая, а Навь - христианского ада. Это просто другие миры - соседствующие с нашим, и, при определённых условиях, человек может оказаться как в том, так и в другом.

Люди, называющие себя атеистами, заявляют обычно о своей уверенности в том, что Смерть - это конец, небытие (см. эпиграф). Почему я не написал "атеисты"? Просто мне, честно говоря, не совсем понятно, какая связь между верой в Бога и верой в Смерть как конец пути. На мой взгляд, эти две вещи увязаны искуственно; из того факта, что религиозные концепции предусматривают загробную жизнь, вовсе не следует, что её не может быть вне представлений об абсолютном-господине-на-небесах - предыдущий абзац это прекрасно иллюстрирует. Поэтому правильнее будет называть людей, верящих в непреходящую силу смерти - позитивистами, и, я думаю, как настоящие позитивисты, умерев, они поменяют свою точку зрения))).

Можно ли быть спокойным и непредвзятым, рассуждая о Смерти? Вряд ли. И причиной этому - страх. Вообще, страх - это защитная реакция организма, помогающая избежать опасности. Смерти, как известно, избежать всё равно не получится (как гласит русская поговорка, двум смертям не бывать, а одной не миновать). Поэтому бояться её бессмысленно. Скорее всего, имеет место страх перед неизведанным: так ребёнок боится ночью идти в туалет, потому что там темно. Но, повторяю, вне зависимости от природы этого страха - он деструктивен, потому что не имеет смысла.

При этом можно со всей определённостью утверждать, что Смерть не может рассматриваться в контексте личного опыта. Возможно, кто-то и читал нашумевшие книги американского хирурга, отражающие этот аспект - но всё же, даже не ставя под сомнение истинность приведённых в данных книгах примеров, рискну утверждать, что пережитое героями этих книг не есть вполне Смерть. И вот почему.

Человек - живое существо. Базовый атрибут любого живого существа - это субъектность; живым мы называем такой феномен окружающего мира, который способен к самостоятельному действию, а значит - может выступать в качестве субъекта действия. Неживые феномены субъектностью не обладают, поскольку могут выступать только в качестве объектов действия.

Когда человек умирает - он теряет субъектность; он способен только к тому, чтобы, условно говоря, лежать в гробу, не двигаясь ни в какие стороны. Он может быть лишь объектом: его обмывают, одевают, хоронят и пр. А поскольку субъектность, как мы установили, есть имманентное любому живому существу (и человеку в том числе) свойство, то потеря субъектности приводит к изменению сущности; труп человека - не есть человек.

В этом ключе особенный смысл приобретают экзистенциальные ситуации выбора между потерей жизни и потерей самости (по сути - той же субъектности). Становится понятно, что выбора, как такового, вовсе нет: он, возможно, есть с точки зрения неких представлений о том, что человек живёт в памяти людей и прочее - но живёт ли? С точки зрения нашего представления о жизни - безусловно нет; с точки зрения позиции об идентичности личности и человека - выбора нет, потеря жизни и потеря субъектности - в равной степени являют собой Смерть.
Мне могут возразить, что с субъектностью тут-то как раз всё в порядке: огромное число последователей "чистят себя" под Дзержинского и других выдающихся деятелей, не говоря уже о том, что принятые ими решения влияют на жизнь миллионов долгие года и десятилетия. Таким образом, эти люди даже после смерти определённым образом влияют на исторический процесс, а значит, выступают его субъектом. 

Мне кажется, такая постановка вопроса не вполне корректна. Тут всё упирается в восприятие времени: если мы допустим, что жизнь человека безотносительна времени, хотя и раворачивается в нём - то субъектность человека также не ограничена временем. Это вовсе не значит, что он жив: это "всего лишь" означает, что масштаб его личности шире исторических рамок, шире, собственно, и его собственной жизни. Можно ли считать это победой над Смертью - большой вопрос.

 Смерть, в отличие от субъектности,не является атрибутом человека; более того, она его отменяет. Человек и Смерть не пересекаются. А значит - человек принципиально бессмертен.


Comments

( 2 comments — Leave a comment )
damirx
Apr. 24th, 2012 06:42 am (UTC)
Спасибо, интересный обзор.
Хочу заметить, что современный технократический мир дает нам потрясающее количество понятных аналогий для илюстрации нашего представления о мироздании.

Пример.
Вы знаете что такое jabber? С точки зрения пользователя - это ICQ, только свободное.

Я думаю, многие пользовались одним из этих двух популярных (либо каким-то другим) протоколов для общения.

Что происходит когда двое человек общается через эти программы?

Есть собственно человек. Есть его воспринимаемый образ (аватар), который человек выбирает себе сам. Есть отображаемое имя. Есть набор отображемых смайлов-эмоций. Есть ограничение на самовыражение - набор символов и условностей, которые доступны человеку. Если вы человек определенного склада ума и наблюдательности, вы можете заметить, что ваш, управляемый вами, персонаж начинает жить своей жизнью. Если вы участвовали в каких-либо социальных играх (секс тут непричем) это проявляется особенно ярко.

Ну, а дальше уж сами, сами...
gitalova_5
Jul. 6th, 2012 09:09 am (UTC)
Чем она (он) ближе,тем чаще о ней вспоминаешь...
В ЖЖ редко кто задевает эту тему.Думают,что бессмертны,и это не про них..."Все умрут,а я останусь " :))
Спасибо.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

daemon77
Валерий Дмитрук

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars