Валерий Дмитрук (daemon77) wrote,
Валерий Дмитрук
daemon77

Categories:

Диалектика китайского сна

У френда ateist66 встретил китайскую мудрость: на спине спят святые, на животе - грешники, на правом боку - цари, а на левом - мудрецы.
В этом, на первый взгляд, немудрёном наблюдении кроется, кмк, глубокий смысл. Причём, даже несколько. Приведу некоторые соображения.
Человек, равноудалённый от греха и святости (или равноприближенный к ним), должен быть со всей неизбежностью мудрецом или царём; верно и обратное: и царь, и мудрец обладают свойством уравновешивать в себе грех и святость.
Так же, и святой, и грешник, в идеале (абослюте), равноудалён от власти и мудрости.
Наконец, в этом квадранте проявлена ещё одна дихотомия; наряду с очевидной "грешник-святой", вторая - "царь-мудрец". То есть царь не может обладать мудростью, а мудрец - властью. Эти два понятия прямо противоположны друг другу.
(Была и ещё одна параллельная мысль: царь Соломон, к примеру, должен был вообще спать стоя, поскольку подпадает под все четыре категории).
Размышлял над этим, засыпая; в процессе размышления над этими всеми вопросами я уперся в некую мысль, которая, как я чувствовал, ускользала от меня. И тут перед моим мысленным взором встала картина, объяснения которой я нашёл не сразу. Картина была следующая.
Некая планета, летящая в космосе; мрачное небо, черные скалы. Вся поверхность планеты завалена яйцами. Из космоса прилетают некие существа, по виду - нечто среднее между гигантскими насекомыми и дронами. Они забирают с планеты яйца и уносят их с собой.
Люди сражаются в космосе с этими сущностями и отбирают у них яйца; затем яйца доставляют на какое-то небесное тело (астероид или спутник), на котором обустроена лаборатория. Яйцо устанавливают на постамент, и проделывают с ним определённые манипуляции: произносят какое-то слово, и аккуратно стукают небольшой палочкой. В результате яйцо раскрывается, и из него вырывается сноп яркого света.
Весь этот процесс мне демонстрировал какой-то древний старец с длинной белой бородой. Он не произносил никаких слов, но доносил до меня мысль о необходимости сражения с этими сущностями, как об основной задаче человека, с тем, чтобы отобрать у них похищенные ими прежде яйца. У меня появился вопрос, который я хотел задать старику, но не успел: а что происходит с яйцами, которые остаются лежать на своём месте, где находились изначально? Впрочем, я уже знал ответ: ничего. Они лежат там бессрочно, пока кто-то не заберёт их оттуда. Причём человек, по какой-то причине, не может забрать их с этой планеты - а только отобрать у дронов-насекомых. Таким образом, получается, что эти сущности, с которыми мы обречены бороться - необходимое звено в цепи; как необходима и наша борьба с ними.
Я проснулся и задумался, что бы это могло означать, а, главное, как это может быть связано с изначальным направлением моих мыслей?
По прошествии некоторого времени мне удалось, как мне кажется, расшифровать эту загадку.
Неслучайно первоисточником всех размышлений была именно китайская мудрость. В китайской философии, как известно, широко используется диалектический принцип единства и борьбы противоположностей, заключённый в знаменитом "ин-янь". Также мне вспомнилась русская поговорка: "не согрешишь - не покаешься". Не случайна была и мысль о царе Соломоне; вспомнился заодно и князь Владимир. Думаю, читатель уже догадывается, к чему я веду: переживание (и преодоление) греха - необходимое условие совершенства. Свет виден только на фоне тьмы. В христианстве грех - необходимое условие познания (вспомним историю Адама и Евы). И задача человека - вырвать знание из рук тьмы, сообщить ему Слово, и, таким образом - дать ему полную силу, истинную жизнь. К слову, мысль о необходимости зла - достаточно частый мотив в творениях отцов церкви, желающие могут легко убедиться в этом.
Но в китайской мудрости, как я отмечал выше, заложена и вторая дихотомия. И она так же абсолютно применима к увиденной картине.
Человек, изначально, лишён какой-то особой субъектности. Настоящим субъектом его делает государство, власть. Царь вырывает человека из обыденности, придавая его существованию новое измерение. И, одновременно, он присваивает себе человека.
Задача мудреца - победить царя и вырвать человека из его цепких лап. Разумеется, мудрец не должен ни при каких условиях становиться царем сам - иначе миссия его будет провалена, а человек окажется в плену нового царя. Мудрец должен сообщить человеку Слово - и, таким образом, освободить его.
И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоанн, 8:32).


Tags: власть, знание, свобода, цена свободы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments