Валерий Дмитрук (daemon77) wrote,
Валерий Дмитрук
daemon77

Налево пойдёшь - коня потеряешь

34.

Встретились в той же чайной, на Новослободской. Данилов уже был там, заказал пу-эр, встретил Антона со всезнающей улыбкой. Антону его выражение лица не слишком понравилось, но он решил не обращать внимание на подобные мелочи – в конце концов, встреча произошла по его инициативе.
- Ну-с, что Вас на этот раз интересует, Антон Валерьевич?
- На самом деле, вопросов много. Для начала – что Вы можете сказать про «Трудовой Интренационал»?
- Уверен, Вы про эту организацию знаете точно не меньше моего.
- И всё же – хотелось бы узнать Ваше мнение. Вы с ними как то взаимодействуете?
- Не назвал бы это взаимодействием. До них дошли мои тексты, как мне известно, и они посчитали, что им это интересно. Ничего конкретного сказать не могу.
- Но Вы планируете встретиться с ними?
- Pourquoi pas?
- А есть какие-либо предположения о теме предстоящего разговора?
- Вы знаете, я предпочитаю не строить пустых предположений. Приедут – поговорим. А в чём, собственно, дело?
- Я встречался с их представителем в Милане. И они сделали нам одно предложение – точнее, некий заказ. Поэтому хотелось бы знать, чего от них вообще можно ожидать.
- Боитесь, что они могут Вас как-то подставить?
- Ну, если это подстава – то весьма дорогостоящая. Так что не думаю. Но информацией они делятся крайне неохотно, а быть частью чьих-то планов, не будучи посвящённым в них, не в моих принципах.
- И, тем не менее, Вы не ответили отказом. И думаю, не только из-за денег.
- Признаюсь, меня их предложение заинтересовало как техническая задача.
- Антон Валерьевич, простите мою прямоту, но я бы посоветовал Вам прекратить себя обманывать. Вы сами только что сказали, что поставленная перед Вами техническая задача является частью некоего большого плана. И Вы отнюдь не против принять в нём участие.
- Как я могу принимать участие в том, о чём не имею представления?
- Представьте, в этом нет ничего необычного. Подавляющее большинство людей постоянно принимают участие в том, о чём не имеют представления. Это называется жизнь.
- Не Вы ли пропагандируете осознанность как один из основных жизненных принципов?
- Осознанность отнюдь не предполагает знания полной картины мира. Как говорил Гельвеций, «знание нескольких принципов освобождает от запоминания множества фактов». Важно понимать суть происходящего, видеть динамику событий и стараться следовать ей.
- И в чём же, по-вашему, заключается эта динамика? В приложении к теме нашего разговора?
- Да, собственно, всё в том же: в движении к революции. Я вполне допускаю, что трудинтерновцы решили взять на себя нелёгкую миссию кардинального переустройства общества. И как раз для этого им нужны Вы, как незаменимый технический специалист.
- И Вы.
- Ну да, и я. Возможно, они увидели в моих наработках нечто стоящее. Только не спрашивайте меня, как именно они видят эту революцию и что конкретно планируют делать. Я не имею об этом ни малейшего понятия.
- Помню, в нашу прошлую беседу вы говорили о сочетании объективного и субъективного в революции. Но, как не пытаюсь, я вообще не могу увидеть никакого субъективного фактора во всём этом. Не сделает один – сделает другой. Какой же тогда вообще в этом смысл?
- На этот вопрос каждый отвечает самостоятельно. Свободу воли никто не отменял.
- А как эта Ваша «свобода воли» сочетается с Вашими же словами о том, что исторический процесс объективен и все события, таким образом, пусть и с некоторыми допущениями, предопределены?
- Отлично сочетается. Каждый сделанный Вами выбор создаёт новое пространство вариантов, Все эти варианты, теоретически, могут быть просчитаны и предопределены, в своей последовательности. Представьте, что Вы находитесь на вокзале. Садясь в поезд, Вы заранее знаете, куда он Вас привезёт. Вы можете предсказать, какие промежуточные пункты Вам предстоит проехать, и даже момент времени, когда закончится Ваше путешествие. Но только от Вас зависит, в какой именно поезд Вы сядете.
- Только в нашем случае есть ощущение, что поезд давно уже в пути, и весь вопрос – лишь в том, сколько осталось до Таганрога[1].
- Это ощущение – также результат личного выбора. Как и то, быть ли в этом поезде пассажиром или машинистом. Но, уверяю Вас, на самом деле поездов – множество, и пересадку можно совершить практически в любой момент. Хотя сделать это, несомненно, намного сложнее, чем продолжать ехать в выбранном направлении. Даже если его выбрали не Вы.
- А как быть с соседями по купе? Родные, друзья, близкие люди? Как быть с ответственностью за них?
- Ответственность – всегда абсолютно личная категория. Не только Вы выбрали их в качестве попутчиков – но и они выбрали Вас. И, естественно, несут ответственность за этот выбор.
- Перед кем?
- Это не важно. Идёт ли речь о реальных людях или абстрактных категориях – ответственность человек несёт не перед ними, а перед их отражением в собственном сознании. То есть – перед самим собой. Естественно, общество обычно влияет на эти установки в сознании индивидуума, даже формирует их, задавая моральный дискурс. Но каждый человек сам выбирает, каким  богам ему поклоняться и каких учителей слушать. В наше время, когда этическая неопределённость стала столь значительной, что сама по себе претендует на роль такого дискурса, это особенно важно.
- Наверное, такая неопределённость не может продолжаться долго.
- Конечно. Это – ещё одна характеристика нашего времени, и, одновременно – симптом тяжелой болезни общества и знак грядущих перемен. А вот что придёт ей на смену – зависит исключительно от нас. Впрочем, думаю, Вы и так это понимаете.
- Только легче от такого понимания не становится ничуть.
- А никто и не обещал, что будет легко. На мой взгляд, самое верное в подобной ситуации -  следовать  словам Марка Аврелия: «Делай, что должен – и будь, что будет».



[1] Антон вспоминает известную песню Андрея Макаревича «Разговор в поезде».
Tags: "Налево пойдёшь - коня потеряешь", книга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments